Нейропсихолог - это можно сказать «инженер по настройке мозга» перед школой. Он смотрит на ребенка через призму созревания различных отделов мозга и их связей. Его главная задача — выявить «слабые звенья» в развитии психических функций и помочь им дозреть через специальные игры и упражнения. Главная цель: не учить читать и писать, а создать прочный фундамент из мозговых структур, на котором эти сложные навыки будут легко и без стресса строиться в школе.
Что и зачем он делает? Работа всегда начинается с диагностики. Нейропсихолог через серию игровых заданий проверяет: · Пространственные представления: Понимает ли ребенок понятия «верх-низ», «право-лево», может ли сложить картинку из частей? · Развитие речи: Как строит фразы, достаточно ли богат словарный запас, может ли пересказать простую историю. · Внимание и память: Может ли удерживать инструкцию к заданию, сосредоточиться на одном деле, запомнить несколько картинок. · Произвольную регуляцию: Может ли управлять своими impulses («сначала сделай, потом побегай»), следовать правилам игры. · Двигательное развитие: Как работает мелкая моторика (лепка, застегивание пуговиц), общая координация (умение ловить мяч, прыгать, стоять на одной ноге).
Зачем? Чтобы понять, какая именно зона мозга «не успевает» за остальными и мешает гармоничному развитию.
Какие методы и игры использует? Занятия нейропсихолога с дошкольником — это всегда интересная игра, но каждая игра имеет четкую научную цель: 1. Двигательные и сенсомоторные упражнения (основа основ!): 2. Упражнения на межполушарное взаимодействие: 3. Игры на развитие произвольности и контроля: 4. Развитие высших психических функций:
С какими тревожными звоночками стоит прийти к нейропсихологу?
· Ребенок неловкий, часто падает, задевает углы. · Быстро устает от любых занятий, не может усидеть на месте. · Не запоминает простые стишки, не может пересказать, что было в саду. · Путает право и лево (после 4-5 лет). · Плохо говорит для своего возраста (малый словарь, короткие фразы, невыразительная речь). · Гиперактивный или, наоборот, слишком медлительный и «витает в облаках». · Истерики и трудности с адаптацией случаются чаще, чем у сверстников. · Ему сложно учиться играть по правилам.
Нейропсихолог для дошкольника — это специалист, который через движение и игру помогает мозгу созреть, чтобы переход в школу был мягким, а обучение давалось легко и с удовольствием. Он не заменяет логопеда или дефектолога, а работает с ними в команде, решая задачи своего уровня.